По датам

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Московского городского суда от 22.04.2015 по делу N 3-258/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании строки 2805 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость">



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу № 3-258/2015

Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-258/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Т" об оспаривании строки 2805 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",

установил:

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление № 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 67, 02 декабря 2014 года; в настоящее время постановление Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года действует в редакции постановления Правительства Москвы от 31 марта 2015 года № 153-ПП.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень).
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года установлено, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
В строке 2805 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций", включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...> (далее - здание, объект капитального строительства).
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - Общество, заявитель, Фирма) обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании строки 2805 Перечня, являющегося приложением к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, которым в Перечень включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
По утверждению заявителя, включение здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций", нарушает права Общества в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости здания, что увеличивает налоговую базу по налогу в несколько десятков раз. Заявитель указывает на то, что здание хотя и является торговым комплексом и расположено на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торгового объекта, однако, общая площадь здания менее 3 000 кв. м.
Представители заявителя по доверенностям Д.Т.В. и Ш.А.И. в судебное заседание явились, полностью поддержали заявленные требования по вышеизложенным основаниям и доводам письменных объяснений, приобщенных к материалам дела, просили признать недействующей со дня принятия строку 2805 Перечня; в своих объяснениях суду подтвердили, что Фирме на праве собственности принадлежит здание торгового центра (комплекса), общей площадью 2 723,2 кв. метров, которое расположено на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого является "... последующая эксплуатация объекта торгово-бытового назначения (магазина с предприятиями бытового обслуживания и общественного питания)"; по утверждению заявителя, статьей 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" установлены особенности исчисления налоговой базы как кадастровая стоимость имущества в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв. метров, в связи с чем полагали включение здания в Перечень незаконным; при этом представители заявителя полагали, что часть 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций", которой установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не относится к "торговым центрам (комплексам)", понятие которых дано в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; норма части 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" имеет в себе признаки неопределенности, неясности, допускает неоднозначное толкование и при возможном ее распространении на торговые центры (комплексы) не соответствует пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; в связи с чем, по утверждению заявителя, оспариваемое нормативное положение постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП не подлежит проверке на предмет его соответствия указанной норме регионального законодательства, хотя и имеющей большую юридическую силу; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Представитель Правительства Москвы по доверенности Е.А.М. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, ссылался на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя; полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв на заявление (л.д. 86-91), обращал внимание на то, что в здании 100% его общей площади фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, общая площадь здания превышает 2 000 кв. метров, в связи с чем включение здания в Перечень соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и положениям статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций".
Выслушав объяснения представителей Общества с ограниченной ответственностью "Т" по доверенностям Д.Т.В. и Ш.А.И., представителя Правительства Москвы по доверенности Е.А.М., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые заявителем отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. об отклонении заявления, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу обстоятельств, при наличии которых строка 2805 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, может быть признана недействующей, не имеется.
Так, согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и абзацу 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества и, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых приведен в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке; этой статьей также определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции законов города Москвы от 20 ноября 2013 года № 63, от 07 мая 2014 года № 25, от 26 ноября 2014 года № 56) предусмотрено, что на территории города Москвы с 01 января 2015 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого заявителем нормативного правового акта, что Обществом с ограниченной ответственностью "Т" и не отрицалось.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года № 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 67, 02 декабря 2014 года; его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы".
Как того требует пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (2015 года) по налогу на имущество организаций.
Таким образом, суд находит, что постановление Правительства Москвы № 700-ПП от 28 ноября 2014 года введено в действие и опубликовано также в установленном порядке.
Проверяя соответствие строки 2805 Перечня федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговые центры (комплексы)". Так, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенного положения Налогового кодекса Российской Федерации для отнесения объекта недвижимого имущества к торговому центру в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме, при этом не исключается и наличие одновременно несколько предусмотренных данной нормой условий.
Как уже указывалось выше, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции законов города Москвы от 20 ноября 2013 года № 63, от 07 мая 2014 года № 25, от 26 ноября 2014 года № 56) на территории города Москвы с 01 января 2015 года, налог на имущество организаций с особенностью определения налоговой базы как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что статьями 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" заложены четкие критерии отнесение недвижимого имущества к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностью определения налоговой базы как кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества.
При этом суд находит, что введенные критерии связаны с объективными характеристиками объектов налогообложения и не носят произвольного характера; принципов справедливости налогообложения и равенства налогового бремени не нарушают; региональные критерии, введенные на территории города Москвы, основаны исключительно на нормах федерального законодательства; кроме того, суд учитывает, что именно федеральный законодатель по налогу на имущество организаций допустил возможность определения в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговой базы как их кадастровая стоимость и установил, что с момента введения в действия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налог на имущество организаций является обязательным к уплате.
Далее, сопоставляя приведенные положения регионального законодательства о налоге на имущество организаций с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, суд находит, что в городе Москве на 2015 год и последующие налоговые периоды введенные региональным законодателем критерии объектов налогообложения по данному налогу с особенностью определения налоговой базы как кадастровая стоимость несколько ограничены (сужены) по сравнению с критериями, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В частности, на территории г. Москвы на 2015 год и последующие налоговые периоды налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности:
- торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1), то есть в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка под таким объектом;
- отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1), то есть в зависимости от фактического использования.
Таким образом, на территории г. Москвы на 2015 год и последующие налоговые периоды отнесение недвижимого имущества к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностью определения налоговой базы как кадастровая стоимость таких объектов недвижимого имущества осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) его фактического использования; предназначение здания для его использования в целях делового, административного или коммерческого назначения для этих целей в городе Москве в настоящее время не учитывается.
Как уже указывалось выше пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ). Суд отмечает, что до настоящего времени Минэкономразвития России такой порядок не установлен; постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, пунктом 1.2 которого Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция).
При рассмотрении дела судом установлено, что здание, принадлежащее заявителю, расположено на земельном участке, общей площадью 2410 +/-17 кв. метров с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования которого установлен как "разработка проектно-сметной документации, строительства и последующей эксплуатации объекта торгово-бытового назначения (магазин с предприятиями бытового обслуживания и общественного питания)". Под эти же цели названный земельный участок предоставлен заявителю по договору аренды от 17 ноября 2005 года <...>. Здание является нежилым, отдельно стоящим, торговым, общей площадью 2 723,2 кв. метров.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлен акт обследования фактического использования здания от 02 октября 2014 года <...>, согласно которому 100% общей площади здания фактически используется для размещения торговых объектов и помещений общественного питания. Заключение Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, отраженное в названном акте, по установлению фактического использования здания не оспорено и не отменено. Представители заявителя в судебном заседании не отрицали того обстоятельства, что принадлежащее Обществу с ограниченной ответственностью "Т" здание действительно в объеме 100% используется для размещения торговых объектов и помещений общественного питания.
Все это, вопреки утверждениям заявителя, с убедительностью свидетельствует о том, что здание общей площадью более 2 000 квадратных метров с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее заявителю, полностью подпадает под критерии, установленные действующим законодательством для его отнесения к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется с особенностями как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке (здание является отдельно стоящим, нежилым, имеет площадь более 2000 кв. м, которые полностью фактически заняты торговыми объектами и помещениями общественного питания) на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года № 64.
В связи с изложенными, суд считает, что здание было обоснованно отнесено заинтересованным лицом к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость и включено в оспариваемый в части Перечень. Это в полной мере согласуется и соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций", а доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном понимании приведенных законоположений.
Суд отмечает, что из содержания пункта 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 не следует, что если здание фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен такой объект, не должен соответствовать виду разрешенного использования, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года № 64.
Статья 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 "О налоге на имущество организаций" в рамках настоящего дела предметом судебного нормоконтроля не является, а потому ссылки заявителя на ее неопределенность, противоречие Конституции Российской Федерации не могут быть приняты во внимание.
По убеждению суда, указание в региональном законодательстве на площадь нежилого помещения связано с необходимостью четкого определения объектов недвижимости, подлежащих включению в Перечень, поскольку в отношении зданий площадью менее 2000 кв. м мероприятия по определению фактического использования не проводились и в отношении таких объектов недвижимости в спорном налоговом периоде налог на имущество исчисляется в ином порядке, а не исходя из кадастровой стоимости.
Кроме того, отсутствие в тексте пункта 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 терминов "административно-деловой центр", "торговый центр" само по себе не свидетельствует о неопределенности данной правовой нормы; в ней предусмотрены все необходимые критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для подготовки и составления Перечня объектов недвижимого, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление Правительства Москвы в оспариваемой части, не имеется.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции, в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителя, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания данного нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Согласно пункту 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, суд отказывает Обществу с ограниченной ответственностью "Т" в удовлетворении заявления об оспаривании строки 2805 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Т" об оспаривании строки 2805 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Московского
городского суда
Р.Б. Михайлова


------------------------------------------------------------------