По датам

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Мосгорнаследия от 20.04.2015 N 43 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке применения статей 243, 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 20 апреля 2015 г. № 43

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ 243, 243.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения исполнения законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с пунктом 5.36 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 154-ПП, приказываю:
1. Утвердить проработанные с Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве Методические рекомендации о порядке применения статей 243, 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы - главного инспектора в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы С.М. Мирзояна.

Исполняющий обязанности руководителя
А.А. Емельянов





Приложение
к приказу Департамента
культурного наследия
города Москвы
от 20 апреля 2015 г. № 43

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ 243, 243.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящие рекомендации разработаны в целях обеспечения исполнения законодательства в области охраны объектов культурного наследия, оказания помощи сотрудникам Департамента культурного наследия города Москвы при подготовке материалов, направляемых в органы внутренних дел для рассмотрения вопросов о возбуждении уголовных дел по статьям 243, 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, обеспечения полноты и всесторонности расследования преступлений, предусмотренных статьями 243, 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, организации взаимодействия между Департаментом культурного наследия города Москвы и органами внутренних дел.

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -
наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, - наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.
Уничтожение объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), выявленного объекта культурного наследия - приведение соответствующего объекта в полную негодность, влекущее утрату особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению, при котором он навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению.
Повреждение объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия - причинение вреда объекту, удаление каких-либо его частей, фрагментов, заметное не только специалистам, но и другим лицам, снижающее его историческую, научную или иную культурную ценность, для устранения которого необходимо проведение восстановительных работ, а в отношении объекта археологического наследия - проведение мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия.

I. Общие положения

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Понятие объекта культурного наследия определено частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, согласно которой к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшими в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Статьи 243, 243.1 УК РФ предусматривают ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Реестр, выявленных объектов культурного наследия.
Наибольший вред в результате совершения данных деяний причиняется общественному порядку, обеспечивающему неприкосновенность, сохранность и правильное использование культурных, исторических и природных памятников. Кроме того, данные противоправные деяния посягают на общественные отношения по охране культурного и исторического наследия России.
Таким образом, объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения по охране культурного и исторического наследия России.
Предметом преступлений по рассматриваемым статьям являются:
1. Объекты культурного наследия, включенные в Реестр.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ определено, что памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые под государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в Реестр, с последующей регистрацией данных объектов в Реестре в соответствии с требованиями данного Закона, объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые под государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, - к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в Реестр, с последующей регистрацией данных объектов в Реестре в соответствии с требованиями указанного Закона.
Той же нормой памятники истории и культуры местного значения, принятые под государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в Реестре в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.
2. Выявленные объекты культурного наследия.
Согласно части 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в Реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ до принятия решения о включении его в Реестр либо об отказе во включении его в Реестр (часть 16 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).
Статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ определено, что объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия. Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Реестр, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются утвержденными.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в Реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр. При этом на основании части 8 статьи 18 данного Закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в Реестр либо об отказе включить их Реестр подлежат государственной охране в соответствии с указанным Законом.
Объективная сторона рассматриваемых преступлений определена законодателем в виде уничтожения или повреждения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.
При этом одним из квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного статьей 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), является повреждение объекта культурного наследия в крупном размере, то есть причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей.
Необходимо учитывать, что уничтожение или повреждение объектов культурного наследия может произойти при различных обстоятельствах.
В частности, повреждение объекта культурного наследия может быть совершено при проведении работ на объекте культурного наследия и/или его территории.
Порядок проведения работ на объекте культурного наследия и его территории определен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 45 указанного закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок выдачи разрешения и задания на работы по сохранению объекта культурного наследия для объектов культурного наследия регионального значения установлен постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. № 58-ПП "Об Административных регламентах предоставления государственных услуг Департаментом культурного наследия города Москвы", для объектов культурного наследия федерального значения установлен приказом Министерства культуры Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 811 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия".
Кроме того, положения части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ определяют, что в границах территории объекта культурного наследия:
запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства;
запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Одновременно статьей 36 указанного Закона предусмотрены меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ.
В частности, работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Факт уничтожения и/или причинения ущерба объекту культурного наследия может произойти вследствие длительного бездействия по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия.
Сохранение объекта культурного наследия в соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статья 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ определяет требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия, которые должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия (с момента вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ).
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования.
Требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в Реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством, являются ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в Реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия (статья 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).
При этом согласно статье 47.3 указанного Закона при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в Реестр, в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в Реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, а также к его содержанию и использованию включены в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (статья 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).
Умышленное длительное невыполнение указанных норм, повлекшее за собой уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, образует состав преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ, тогда как бездействие по принятию мер по сохранению, нарушение требований содержания и использования объектов культурного наследия по причине безразличия субъекта либо недостаточного внимания возможно квалифицировать по статье 243.1 УК РФ.
Таким образом, при выявлении признаков преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 243, 243.1 УК РФ, необходимо выяснить обстоятельства причинения ущерба объекту культурного наследия, а именно: произошло ли уничтожение или повреждение объекта культурного наследия вследствие бездействия по принятию мер по сохранению объекта либо проведения работ на объекте культурного наследия и/или его территории, проводились ли такие работы в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ и предусмотрены ли определенные действия по проведению работ заданием, разрешением и проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия.
Субъектом рассматриваемых преступлений является любое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Следует принять во внимание, что субъектом преступления по данным статьям может быть определено в зависимости от обстоятельств совершения преступления как физическое лицо, являющееся правообладателем объекта культурного наследия (его представитель при условии его действия вопреки воли правообладателя), или руководитель юридического лица, владеющего или распоряжающегося объектом культурного наследия, так и лицо, ответственное за проведение незаконных работ, повлекших повреждение объекта культурного наследия (непосредственный исполнитель работ, ответственное должностное лицо организации-подрядчика и т.д.).
В случае если уничтожение или повреждение объекта культурного наследия произошло в результате бездействия по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия, для определения субъекта преступления подлежат выяснению следующие обстоятельства:
знал ли правообладатель о статусе объекта культурного наследия;
имелось ли охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия;
принимались ли правообладателем меры по сохранению объекта культурного наследия;
соблюдались ли правообладателем требования законодательства к содержанию и использованию объекта культурного наследия.
В случае, если уничтожение или повреждение объекта культурного наследия произошло в результате работ по сохранению объекта культурного наследия либо незаконных работ на объекте культурного наследия и/или его территории, для определения субъекта преступления помимо перечисленных подлежат выяснению следующие обстоятельства:
кто являлся заказчиком работ, явившихся причиной уничтожения, повреждения объекта культурного наследия;
кто являлся подрядчиком таких работ;
кто являлся непосредственным исполнителем таких работ;
осуществлялся ли контроль за проводимыми работами (технический, авторский и государственный надзор), если да, то кем, в какие сроки, с какой периодичностью;
кем непосредственно заключались договоры, контракты и иные документы, относящиеся к таким работам или содержащие намерения по проведению таких работ, какова конечная цель проведения таких работ.
Также подлежит определению круг лиц, обладающих достаточными административно-распорядительными полномочиями для дачи указаний непосредственному исполнителю работ, явившихся причиной повреждения объекта культурного наследия.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ, характеризуется в виде умысла.
Форма вины в совершении преступления, предусмотренного статьей 243.1 УК РФ, определена в диспозиции статьи в виде неосторожности.
При установлении вины субъекта преступления особенное внимание необходимо уделить выяснению конечной цели субъекта при уничтожении или повреждении объекта культурного наследия.
Например, в качестве мотива преступления можно предположить нанесение вреда объекту культурного наследия с целью выведения последнего из категории памятников и, как следствие, освобождения от обременений правообладателя объекта культурного наследия.
Также вероятным мотивом может являться цель освобождения земельного участка, на территории которого находится объект культурного наследия, для последующей застройки.
Могут существовать и иные мотивы рассматриваемого преступления.
При этом не исключена вероятность, что преступление совершено по неосторожности ввиду безразличного отношения субъекта к надлежащему исполнению требований сохранения, содержания и использования объектов культурного наследия (преступное легкомыслие: лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных на то оснований рассчитывало на их предотвращение) либо недостаточной степени заботливости и осмотрительности при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (преступная небрежность: лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, но при достаточной внимательности должно и могло их предвидеть).

II. Методические рекомендации по действиям должностных лиц
Мосгорнаследия при закреплении первичных признаков
преступления и формировании пакета документов с последующим
направлением в органы внутренних дел Российской Федерации

Признаки рассматриваемого преступления могут быть выявлены как на стадии проведения надзорных мероприятий, так и в результате проверки информации, поступившей из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, от физических и юридических лиц, средств массовой информации.
Одновременно достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления, могут быть получены должностным лицом государственного органа охраны объектов культурного наследия (далее - должностное лицо) в ходе осуществления административного производства, проведения административного расследования.
При выявлении противоправного деяния на стадиях проведения надзорных мероприятий и осуществлении административного производства должностное лицо должно применять способы и возможности, предусмотренные законодательством, для сбора, фиксации и получения доказательств совершенного деяния.
Например, в ходе проведения проверки вне зависимости от ее вида (плановая/внеплановая) должностным лицом должно быть собрано максимальное количество материалов (копии документов, материалы фотофиксации и др.), свидетельствующих о наличии признаков повреждения и/или уничтожения объекта культурного наследия, с учетом того, что такие материалы в последующем будут использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении и одновременно могут лечь в качестве основы для доказательств по уголовному делу. Указанные материалы должны фиксироваться в акте проверки в установленном законом порядке.
Аналогичный подход необходим при осуществлении систематического наблюдения и мониторинга объектов культурного наследия.
В зависимости от этапа, на котором обнаружены признаки преступления, должностное лицо при получении (представлении) материалов, содержащих признаки состава преступления, должно их проанализировать, определить, какие действия необходимо выполнить, в какой срок.
В случае недостаточности имеющейся доказательственной базы и необходимости проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в соответствии со статьей 28.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) следует вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по соответствующей части статьи 7.13 КоАП РФ.
Одновременно при осуществлении административного производства необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по квалификации и расследованию административных правонарушений в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденными приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 27 ноября 2013 г. № 185.
Для формирования необходимого пакета документов, свидетельствующих о наличии признаков преступления, в ходе проведения надзорных мероприятий и/или административного расследования при наличии возможности необходимо:
зафиксировать состояние объекта культурного наследия в установленном порядке (путем составления акта осмотра, акта технического состояния, акта проверки, протокола осмотра - в зависимости от стадии выявления признаков преступления);
получить объяснения и/или опросить лицо (его законного представителя), являющееся правообладателем объекта культурного наследия;
получить объяснения и/или опросить по обстоятельствам противоправного деяния очевидцев и других лиц с целью подтверждения факта преступления;
получить информацию, подтверждающую факт причинения вреда объекту культурного наследия, путем направления соответствующего запроса в специализированную организацию (ГКУ города Москвы "Мосреставрация").
При формировании пакета документов, направляемых в органы внутренних дел, необходимо приобщить следующие документы (их копии):
документы, относящиеся к объекту культурного наследия (документы, устанавливающие факт принятия под охрану объекта, внесения его в Реестр, определяющие предмет охраны, выписка из историко-культурного опорного плана города Москвы и т.д.);
выписку из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, являющегося правообладателем объекта культурного наследия, а также юридического лица, осуществлявшего работы на объекте;
при наличии учредительные, уставные документы указанных юридических лиц, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение (правовой статус);
копии документов, устанавливающих личность физических лиц (паспорт - для установления возраста, гражданства, места жительства, регистрации и т.п.), а также в случае необходимости свидетельства о регистрации (для индивидуальных предпринимателей) и документы, свидетельствующие о месте работы;
при наличии охранное обязательство собственника или пользователя объекта культурного наследия с актами технического состояния, охранно-арендный договор, охранный договор, охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры;
документы, подтверждающие право владения/пользования объектом культурного наследия (свидетельства о регистрации, договоры аренды и т.д.);
документы, полученные в ходе осуществления надзорных мероприятий (акты осмотра, проверки с фотофиксацией);
в случае проведения по факту уничтожения и/или повреждения объекта культурного наследия административного расследования рекомендуется приобщить материалы такого дела об административном правонарушении целиком, за исключением внутренних распорядительных документов (распоряжений о принятии дела к производству и т.д.);
в случае совершения противоправного деяния в ходе выполнения работ на объекте культурного наследия в рамках реализации положений статей 5.1, 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ необходимо приобщить к формируемому материалу документы, касающиеся проведения таких работ (разрешения, задания, по возможности проектную документацию - титульные листы);
документы, свидетельствующие о факте причинения вреда объекту культурного наследия (справка ГКУ "Мосреставрация", протокол Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы и т.п.), с указанием примерной стоимости восстановительных работ.
Указанный перечень документов не является исчерпывающим, и в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут быть приобщены другие документы (их копии).
Также рекомендуется приложить к документам аналитическую справку о доказательствах совершения преступления, оформляемую в свободной форме (например, в виде текста установочной части протокола об административном правонарушении), что поможет сотруднику ОВД, на рассмотрение которого поступят документы, квалифицированно принять решение по поступившим материалам.

III. Рекомендации по отдельным действиям должностных лиц
органов внутренних дел при проведении проверки в рамках
статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации и производства по уголовным делам по статьям
243, 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Согласно статьям 150, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) расследование по уголовным делам, предусмотренным частью 1 статьи 243 и статьей 243.1 УК РФ, производится дознавателями, а по уголовным делам, предусмотренным частью 2 статьи 243 УК РФ, - следователями органов внутренних дел Российской Федерации. Также сотрудникам ОВД при формировании статистической отчетности и определении подследственности следует руководствоваться указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 сентября 2013 г. № 387-11 и № 2 соответственно (далее - Указания).
Преступления, предусмотренные частью 1 статьи 243 и статьей 243.1 УК РФ, на основании п. "б" дополнительных условий, при которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности перечня № 2 Указаний, должны быть отнесены к преступлениям экономической направленности, так как, как правило, совершаются при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности и выявляются при проведении проверок контролирующих и надзорных органов.
Преступления, предусмотренные частью 2 статьи 243 УК РФ, согласно части 1.1 перечня № 2 Указаний относятся к преступлениям экономической направленности без дополнительных условий.
Должностному лицу органа внутренних дел при проведении проверки и/или производства по уголовному делу рекомендуется:
1. Получить объяснение (допросить) лицо, в отношении которого осуществляется проверка (возбуждено уголовное дело), по следующим вопросам:
каким образом относится опрашиваемое лицо к конкретному объекту культурного наследия (является правообладателем, заказчиком работ, подрядчиком работ, непосредственным исполнителем работ и т.д.), имеются ли у опрашиваемого лица подтверждающие документы;
знает ли данное лицо требования сохранения, содержания и использования охраны объектов культурного наследия;
сознавало ли данное лицо, что нарушает указанные требования по отношению к конкретному объекту культурного наследия;
по каким причинам и с какой целью совершено противоправное действие (допущено бездействие);
какие меры принимались по недопущению нарушений требований сохранения, содержания и использования охраны объектов культурного наследия.
В зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.
2. Получить объяснения (допросить) по обстоятельствам дела от очевидцев и других лиц в качестве свидетелей по следующим вопросам:
знаком ли свидетель с лицом, в отношении которого проводится проверка (возбуждено дело), имеет ли какое-нибудь отношение к лицу, в отношении которого проводится расследование, или совершенному нарушению (является заказчиком работ, подрядчиком работ, непосредственным исполнителем и т.д.);
какие факты может подтвердить или опровергнуть.
В зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы. Такими лицами (очевидцами) могут быть как местные жители, представители общественных объединений, так и иные лица, оказавшиеся в данное время в данном месте по работе, личным и иным обстоятельствам.
3. Опросить по обстоятельствам дела в качестве свидетелей сотрудников государственного органа охраны объектов культурного наследия, сотрудников иных государственных органов, явившихся очевидцами правонарушения, по обстоятельствам дела применительно к специфике их деятельности.
4. Осмотреть документы, содержащие следы преступления, признать их в установленном порядке в качестве вещественных доказательств. При необходимости затребовать или произвести выемки дополнительных документов.
5. Для установления повреждения объекта культурного наследия в крупном размере либо установления факта уничтожения объекта культурного наследия должностному лицу органа внутренних дел, осуществляющему проверку (производство по уголовному делу), рекомендуется назначить соответствующую экспертизу.
При выборе экспертного учреждения или эксперта следует руководствоваться положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Для надлежащей квалификации и формирования доказательной базы рекомендуется поставить перед экспертом следующие вопросы:
1. Имеет место факт уничтожения либо повреждения объекта культурного наследия?
2. Если да, то в чем заключаются уничтожение либо повреждение объекта культурного наследия?
3. Имеется ли возможность восстановления объекта культурного наследия, если да, то какова стоимость восстановительных работ?
4. В случае невозможности восстановления объекта культурного наследия каков размер ущерба?
5. Произошло ли уничтожение, повреждение объекта культурного наследия вследствие проведенных работ (конкретизировать, каких именно) либо бездействия уполномоченного лица?
При необходимости перед экспертом могут быть поставлены и иные вопросы.


------------------------------------------------------------------