По датам

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы от 27.08.2015 N 64-16-290/15 "Об утверждении Регламента функционирования автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" и Технических требований к электронным учебным курсам по дистанционному обучению с использованием автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения"



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "СИСТЕМА
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ" И ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
К ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ КУРСАМ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ "СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"

В целях реализации постановления Правительства Москвы от 17 сентября 2014 г. № 547-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Система дистанционного обучения":
1. Утвердить:
1.1. Регламент функционирования автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.
1.2. Технические требования к электронным учебным курсам по дистанционному обучению с использованием автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя департамента Шевырова П.В.

Руководитель департамента
А.В. Ермолаев





Приложение 1
к распоряжению Департамента
информационных технологий
города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

РЕГЛАМЕНТ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ "СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент описывает процедуру организации и проведения обучения государственных гражданских служащих города Москвы, работников бюджетных учреждений города Москвы и прочих категорий слушателей, осуществляемую с помощью автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения" (далее - АИС СДО), в том числе:
1.1.1. Подготовку материалов по дистанционному обучению.
1.1.2. Организацию и проведение дистанционного обучения (далее - ДО).
1.1.3. Оценку результатов дистанционного обучения.
1.1.4. Информационное взаимодействие участников процесса.
1.2. В настоящем Регламенте используются следующие термины и определения:
Заказчик обучения - орган исполнительной власти города Москвы, городское бюджетное учреждение, организация или рабочая группа, выступающие инициатором целевого ДО, определяющие характеристики учебного мероприятия и контролирующие процесс обучения своих слушателей в АИС СДО. Заказчик обучения несет ответственность за формирование списков слушателей, предоставление учебно-методических материалов, курсов и/или тестов в соответствии с требованиями к электронным учебным курсам.
Дистанционный курс - электронный учебный курс или тест, соответствующий Техническим требованиям к электронным учебным курсам по дистанционному обучению с использованием АИС СДО, загруженный или предназначенный к загрузке в АИС СДО.
Слушатель - пользователь АИС СДО, имеющий возможность просмотра электронных курсов и тестов в СДО.

2. Роли участников процесса использования СДО

2.1. Настоящий Регламент описывает процессы, основными участниками которых являются:
2.1.1. Пользователь СДО.
2.1.2. Методолог ДО.
2.1.3. Оператор СДО.
2.1.4. Организатор обучения.
2.1.5. Разработчик электронных курсов.
2.2. Функции Пользователя СДО.
Пользователь проходит обязательное обучение по назначенным ему электронным курсам и тестам. Пользователь также имеет возможность саморазвития путем прохождения рекомендованных ему электронных курсов и тестов, а также курсов и тестов, предоставляемых для самостоятельного выбора.
2.3. Функции Специалиста-методолога.
Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы определяет одного или нескольких специалистов-методологов. Специалист-методолог осуществляет контроль и корректировку принципов и способов достижения заявленных целей и задач дистанционного обучения. Основными функциями специалиста-методолога являются:
2.3.1. Оценка и согласование дистанционного курса.
2.3.2. Методическая поддержка дистанционного обучения.
2.3.3. Анализ эффективности проведения обучения в АИС СДО.
2.3.4. Разработка предложений по улучшению качества обучения и оценки знаний пользователей СДО.
2.3.5. Разработка предложений и согласование результатов модернизации и развития функционала СДО.
2.4. Функции Организатора обучения.
Заказчик обучения определяет одного или нескольких ответственных в роли организатора обучения. Организатор обучения осуществляет управление обучением Пользователей СДО в рамках своих полномочий.
Основными функциями Организатора обучения являются:
2.4.1. Предоставление электронных курсов и тестов для дистанционного обучения.
2.4.2. Подготовка требований по настройке учебных мероприятий в АИС СДО.
2.4.3. Подготовка данных Пользователей для прохождения ими обязательного обучения.
2.4.4. Включение Пользователей в учебные мероприятия и назначение обучения пользователей в АИС СДО.
2.4.5. Управление списками пользователей в СДО в рамках своих полномочий.
2.4.6. Управление процессами обучения пользователей (назначение и завершение электронных курсов и тестов, управление сроками прохождения обучения).
2.4.7. Функциональная поддержка пользователей, проходящих обучение.
Детальное описание функций Организатора обучения указано в Инструкции для Организатора обучения и в Инструкции по управлению мероприятием.
2.5. Функции Разработчика электронных курсов.
Разработчик электронных курсов осуществляет создание новых и изменение существующих в АИС СДО электронных курсов в соответствии с настоящим Регламентом и Техническими требованиями к электронным учебным курсам по дистанционному обучению с использованием АИС СДО.
Основными функциями разработчика электронных курсов являются:
2.5.1. Проектирование электронных учебных курсов.
2.5.2. Разработка электронных учебных курсов.
2.5.3. Устранение ошибок (замечаний) в разработанных учебных материалах.
2.5.4. Техническая поддержка по вопросам, связанным с корректной работой разработанного электронного курса.

3. Классификация электронных курсов в СДО

3.1. Классификация электронных курсов по степени доступности для пользователя:
3.1.1. Назначенные курсы.
Курсы персонально либо массово назначенные пользователям СДО. Данные курсы являются обязательными для прохождения.
Назначенные курсы могут иметь ограничения по времени и количеству попыток, предпринимаемых для их прохождения.
3.1.2. Рекомендованные курсы.
Курсы доступны для прохождения отдельным категориям пользователей. Для каждой категории пользователей доступен индивидуальный комплект электронных курсов. Курсы доступны пользователям, но не обязательны для прохождения.
3.1.3. Курсы по свободному выбору.
Курсы доступны всем категориям пользователей. Не обязательны для прохождения. Изучаются пользователем самостоятельно с целью саморазвития.

4. Описание процесса дистанционного обучения

4.1. Организация и проведение дистанционного обучения в АИС СДО в рамках нового мероприятия, по новым дистанционным курсам/тестам.
4.1.1. Инициация Заявки на обучение.
Заказчик обучения направляет заявку на дистанционное обучение по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту Оператору АИС СДО и Методологу, а также Оператору АИС СДО направляет заполненную согласно приложению 3 к настоящему Регламенту форму загрузки электронного курса (в случае загрузки собственного электронного курса).
Ответственным за полноту и корректность оформления заявки является Организатор обучения.
4.1.2. Рассмотрение Заявки.
Оператор АИС СДО рассматривает Заявку с точки зрения возможности реализации дистанционного обучения для планируемого объема слушателей в указанные сроки. Специалист-методолог оценивает дистанционный курс на соответствие установленным требованиям к электронным курсам. В случае положительного решения Оператор СДО информирует Заказчика обучения о согласовании Заявки. В случае отказа по техническим причинам Оператор СДО направляет Заказчику обучения уведомление о мотивированном отказе с указанием причин отказа и рекомендациями по изменению Заявки. В случае отказа по причинам несоответствия дистанционного курса установленным требованиям специалист-методолог направляет Заказчику обучения уведомление о мотивированном отказе с указанием причин отказа и рекомендациями по изменению дистанционного курса.
Ответственными за рассмотрение Заявки являются Оператор СДО и специалист-методолог.
4.1.3. Создание и настройка мероприятия в АИС СДО.
Оператор АИС СДО получает от разработчика курса или организатора обучения дистанционный курс и размещает его в АИС СДО, создает учебное мероприятие, настраивает правила прохождения дистанционного обучения (сроки, порядок прохождения, уведомления) в соответствии с Заявкой.
Оператор АИС СДО информирует организатора обучения о готовности мероприятия, дистанционного курса к тестированию.
Ответственным за создание и настройку мероприятия в АИС СДО является Оператор СДО.
4.1.4. Тестирование мероприятия.
Организатор обучения проверяет корректность работы мероприятия, дистанционного курса и/или дистанционного теста. В случае обнаружения ошибок информирует Оператора СДО. Оператор СДО консультирует организатора обучения и способствует устранению ошибок.
Организатор обучения принимает решение об окончании тестирования и готовности проведения дистанционного обучения. После окончания тестирования в учебное мероприятие можно добавлять Пользователей.
Ответственными за тестирование мероприятия являются Организатор обучения и оператор АИС СДО.
4.1.5. Назначение дистанционного обучения Пользователям (включение слушателей в состав участников мероприятия). Начало дистанционного обучения.
Осуществляется назначение курсов Пользователям согласно программе обучения и формирование списков слушателей в составе участников мероприятия по форме согласно приложению 5 к настоящему Регламенту. Каждый слушатель получает на свою электронную почту уведомление о том, что ему назначены дистанционные курсы, а также информацию по доступу в АИС СДО.
Ответственным за назначение дистанционного обучения Пользователям является Организатор обучения.
4.1.6. Проведение дистанционного обучения (организация и прохождение дистанционного обучения в течение назначенного в Заявке срока). Каждый Пользователь в обозначенные сроки проходит дистанционное обучение с фиксацией набранных баллов.
Ответственным за проведение дистанционного обучения является Организатор обучения.
4.1.7. Мониторинг дистанционного обучения в АИС СДО.
Организатор обучения осуществляет контроль прохождения слушателями дистанционного обучения в АИС СДО и формирует необходимые отчеты по нужному срезу (по слушателю, по тесту, по программе обучения).
Ответственным за проведение мониторинга дистанционного обучения в АИС СДО является Организатор обучения.
4.1.8. Анализ результатов обучения.
В АИС СДО по запросу Организатора обучения формируется стандартный итоговый отчет по дистанционному обучению по форме согласно приложению 6 к настоящему Регламенту.
Ответственным за проведение анализа результатов обучения является Организатор обучения.
4.2. Организация и проведение дистанционного обучения в АИС СДО по существующим дистанционным курсам в рамках нового мероприятия.
4.2.1. Инициация Заявки на обучение.
Заказчик обучения направляет Заявку на дистанционное обучение по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту Оператору АИС СДО.
Ответственным за полноту и корректность оформления заявки является Организатор обучения.
4.2.2. Рассмотрение Заявки.
Оператор АИС СДО рассматривает Заявку с точки зрения возможности настройки учебного мероприятия в АИС СДО в соответствии с указанными характеристиками и реализации дистанционного обучения для планируемого объема слушателей в указанные сроки. В случае положительного решения Оператор СДО информирует Заказчика обучения о согласовании Заявки.
В случае отказа Оператор СДО направляет Заказчику обучения уведомление с указанием причин отказа и рекомендациями по изменению Заявки.
Ответственным за рассмотрение Заявки является Оператор АИС СДО.
Далее процесс осуществляется в соответствии с пп. 4.1.3-4.1.8 настоящего Регламента.
4.3. Изменение Заявки на обучение.
4.3.1. Формирование запроса на изменение Заявки.
Заказчик обучения формирует запрос на изменение Заявки по форме согласно приложению 2 к настоящему Регламенту в соответствии с полученными рекомендациями по изменению либо по другой причине. В запросе на изменение Заявки указывается причина ее формирования. Запрос на изменение Заявки отправляется Оператору АИС СДО и специалисту-методологу.
Ответственным за формирование запроса на изменение Заявки является Организатор обучения.
Далее процесс осуществляется в соответствии с пп. 4.1.2-4.1.8 настоящего Регламента.





Приложение 1
к Регламенту,
утвержденному распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ФОРМА
ЗАЯВКИ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Название проекта

Название курса

ФИО РП (ДИТ)

E-mail РП (ДИТ)

Телефон РП

Организатор обучения
Указывается ФИО и заполняется форма приложения 4
Отчетность
Да/нет, если да, заполняется форма приложения 5.
Указать, если необходима дополнительная отчетность, которой нет в форме приложения 5
Выдача сертификата по результатам обучения (да/нет)

Обучение по курсу, который уже в системе, или загрузка собственного
Если загрузка собственного, то заполняется форма приложения 3
Планируемое кол-во слушателей

Планируемая дата начала обучения






Приложение 2
к Регламенту,
утвержденному распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ФОРМА
ЗАПРОСА НА ИЗМЕНЕНИЕ ЗАЯВКИ

Название проекта

Название курса

Причина изменения заявки

ФИО РП (ДИТ)

E-mail РП (ДИТ)

Телефон РП

Организатор обучения
Указывается ФИО и заполняется форма приложения 4
Отчетность
Да/нет, если да, заполняется форма приложения 6.
Указать, если необходима дополнительная отчетность, которой нет в форме приложения 5
Выдача сертификата по результатам обучения (да/нет)

Обучение по курсу, который уже в системе, или загрузка собственного
Если загрузка собственного, то заполняется форма приложения 3
Планируемое кол-во слушателей

Планируемая дата начала обучения






Приложение 3
к Регламенту,
утвержденному распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ФОРМА
ЗАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА

Название проекта

Название курса

ФИО РП (ДИТ)

E-mail РП (ДИТ)

Телефон РП

ФИО лица, ответственного за разработку ЭК

E-mail лица, ответственного за разработку ЭК

Телефон лица, ответственного за разработку ЭК

Выдача сертификата по результатам обучения (да/нет)

Описание курса в строгом формате:
- цель;
- уровень сложности;
- требования
Образец по курсу "Как записаться на прием к врачу через инфомат"
Цель курса: научить пользователей различной степени подготовленности записываться к врачу с помощью терминала Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы. Уровень сложности: простой.
Требования:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- Adobe Flash Player 9 или выше
Подготовить и направить Заставку-изображение к курсу (должна содержать основную идею, тему курса)

ИС (информационная система, к которой относится курс). Указать и аббревиатуру ИС

Предметная область, к которой относится тематика курса:
- городские порталы;
- госуслуги и сервисы;
- Интернет для каждого;
- компьютерные программы;
- отраслевые системы

Размеры экрана курса (ширина x высота)
Например: 1024 x 768
Название мероприятия, в рамках которого будет проводиться дистанционное обучение

Целевая аудитория

Планируемое кол-во слушателей

Планируемая дата начала обучения






Приложение 4
к Регламенту,
утвержденному распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ФОРМА
ДАННЫХ ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ МЕРОПРИЯТИЯ

N
Фамилия
Имя
Отчество
Организация
Подразделение
Должность
Название мероприятия
Номер телефона
E-mail
Дополнительный идентификатор (если нужно)
















Приложение 5
к Регламенту,
утвержденному распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ФОРМА
ДАННЫХ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЯХ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

N
Фамилия
Имя
Отчество
Организация
Подразделение
Признак руководителя
Должность
Номер телефона
E-mail
Дополнительный идентификатор (если нужно)
















Приложение 6
к Регламенту,
утвержденному распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ФОРМА
ОТЧЕТА ПО МЕРОПРИЯТИЮ

N
ФИО
E-mail
Контактный телефон
Организация
Подразделение
Должность
Признак руководителя
Название курса
Дата назначения курса
Дата окончания курса
Дата первого входа в курс
Дата последнего входа в курс
Баллы
Статус прохождения курса




















Приложение 2
к распоряжению
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ КУРСАМ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ
ОБУЧЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ "СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"

1. Общие требования к курсам

1.1. Название курса должно нести смысловую нагрузку, соответствовать содержанию, быть емким и кратким. Количество символов в названии (включая пробелы) не должно превышать 92 символов.
1.2. При разработке ЭК следует соблюдать методические, технические требования, а также требования к верстке и текстовому содержанию.

2. Методика подготовки курса

2.1. Для создания электронного курса необходимо определить:
2.1.1. Структуру и логику курса.
2.1.2. Дизайн и верстку типовых экранов.
2.1.3. Визуальный ряд.
2.1.4. Стилистику текстов.
2.1.5. Виды контрольных мероприятий.
2.2. Отображение структуры должно давать Слушателю однозначное представление о входящих в состав курса модулях/частях/разделах/главах и последовательности прохождения обучения.
2.3. Дизайн и верстка типовых экранов. Дизайн электронного курса должен отражать четкую структуру, логику и понятный Слушателю визуальный ряд. Шаблон верстки должен включать требования к цветовому оформлению, используемым шрифтам, к расположению текстов и/или фрагментов текстов, требования к изображениям, пиктограммам, кнопкам, буллетам, стрелкам и другим используемым в курсе элементам. Важно придерживаться стилистического единства во всех элементах электронного курса.
2.4. Курс должен быть структурирован отдельными модулями, в которые включены отдельные темы курса. Каждый обособленный модуль должен включать в себя:
2.4.1. Название модуля.
2.4.2. Краткое содержание.
2.4.3. Материал модуля.
2.4.4. Заключение.
2.5. Организация информации на слайдах. Слайдовость и страничность курса.
2.5.1. Слайдовость курса подразумевает, что окно курса не должно иметь полосу прокрутки браузера и вся информация должна быть исчерпывающе предоставлена на слайде.
2.5.2. Страничность. При использовании данного способа организации контент может выходить за рамки экрана курса, и для полного прочтения материала может быть использована полоса прокрутки.
2.5.3. Электронный курс не может содержать более чем 5% слайдов, организованных по принципу страничности.

3. Требования к визуализации

3.1. Для электронных курсов со статическими изображениями недопустимы следующие дефекты:
3.1.1. Искажение геометрии изображений.
3.1.2. Низкая четкость (потеря важных деталей изображения).
3.1.3. Посторонние цветные точки (цифровой шум), возникающие при недостаточной освещенности в цифровой фотосъемке.
3.1.4. Артефакты - посторонние детали, возникающие на изображении при чрезмерной компрессии.
3.1.5. Муар, растровая сетка, кольца Ньютона (концентрические элементы), возникающие в результате некачественного сканирования полиграфических материалов.
3.2. При использовании динамического визуального ряда недопустимы следующие дефекты:
3.2.1. Выпадение строк и срыв синхронизации.
3.2.2. Черные и сбойные полосы по периметру изображения.
3.2.3. Низкая четкость (потеря важных деталей изображения).
3.2.4. Рывки в динамике движения (результат изменения частоты кадров исходного видео).
3.2.5. Зубчатость границ деталей изображения (результат ошибок при изменении размера кадра).
3.2.6. Недосвеченность или пересвеченность.
3.2.7. Нарушение границ (смазывание) цветовых переходов.
3.2.8. Нарушение цветового баланса, искажение цвета.
3.2.9. Недостаточная или чрезмерная цветовая насыщенность.
3.2.10. Цифровой шум.
3.2.11. Артефакты компрессии.
Если динамический визуальный ряд реализован в комбинации со звуковым, недопустимо несовпадение звука с изображением.
3.3. Общим требованием является использование частоты кодирования (записи) видео в 30 кадров в секунду (frame rate). Снижение частоты воспроизведения допускается только при малой динамике отображаемых событий. Кроме того, для 2D/3D-синтезированного визуального ряда необходимо:
3.3.1. При выборе размера кадра руководствоваться смысловым содержанием, избегать "мигания".
3.3.2. При намеренном использовании режима мигания элементов частоту задавать в пределах 1-3 Гц.
3.3.3. Тщательно контролировать качество текстур для 3D-изображений.
3.4. В звуковых фрагментах электронных учебных модулей недопустимыми являются следующие дефекты:
3.4.1. Фоновый шум, гул, реверберация, скрипы и стуки, щелчки и другие посторонние звуки.
3.4.2. Эффект "перегрузки" сигнала (clip) в результате ошибок обработки или записи.
3.4.3. Неравномерный спектр - преобладание низких или высоких частот в конечной записи.
3.4.4. Прямые дефекты дикторской речи (картавость, шепелявость, заикание и т.п.).
3.4.5. Чрезмерно широкий динамический диапазон - большая разность уровней громкости между тихим и громким фрагментами речи.
3.5. Общие требования по озвучиванию:
3.5.1. Применение нормализации - выравнивание уровня громкости всех звуковых фрагментов модуля.
3.5.2. Использование единого формата сжатия.
3.5.3. Использование исходных фонограмм в цифровом виде.
3.5.4. Применение прямой коммутации при оцифровке звукового фрагмента с аналогового носителя, пиковый уровень записи от - 6dB до - 3dB.
3.6. В соответствии с шаблоном на протяжении всего курса должно быть использовано минимальное количество шрифтов в минимальном количестве размеров.

4. Технические требования

4.1. Структура курса. Курс представляет собой набор файлов, с помощью которых браузером реализуется воспроизведение контента.
4.2. Стандарты разработки курса. Курс должен использовать современные технологии представления информации HTML5 или HTML + JavaScript.
4.3. Файл манифеста должен называться "imsmanifest.xml" и располагаться в корневой папке модуля. В таблице 2 приведены основные элементы, используемые в рамках подготовки курсов. Атрибуты элементов приведены в колонке "Описание", их названия подчеркнуты. Все элементы должны присутствовать в файле манифеста. Основные элементы файла манифеста и пример содержимого файла манифеста приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Требованиям соответственно.
Пример манифеста, приведенный в приложении 2 к настоящим Требованиям, содержит один электронный курс (описан элементом resource) и обеспечивает его запуск в SCORM-совместимых системах. Атрибут adlcp:scormType="sco" у элемента resource указывает, что данный объект обеспечивает передачу данных по SCORM RTE API. В случае если в учебном объекте не предусмотрено взаимодействие по SCORM RTE API, значение данного атрибута должно быть "asset". Атрибут href элемента resource должен указывать на стартовый файл учебного объекта. В данном случае это index.html. В элементе resource должны быть перечислены все файлы, относящиеся к данному учебному объекту, включая стартовый файл (элементы file в приведенном примере).
Для обеспечения корректного запуска в совместимых системах учебного объекта необходимо, чтобы в манифесте был заполнен элемент organization, как указано в примере. В значении атрибута default элемента organizations должен быть прописан идентификатор элемента organization. В простейшем случае у элемента organization должен быть прописан всего один дочерний элемент item, значение атрибута identifierref которого должно содержать значение идентификатора элемента resource. В случае, когда манифест содержит всего один учебный объект (как в приведенном примере), необходимо в подэлементах title элементов organization и item прописывать название электронного учебного модуля.
Часть файла, заключенная в теги , служит для описания структуры последовательности электронного курса. Каждый элемент в этой структуре должен быть описан между тегами . Внутри тегов заключены ссылки на конкретные файлы, которые используются в электронном образовательном модуле. Каждый ресурс должен иметь уникальный идентификатор, по которому и производится привязка к конкретной позиции в последовательности.
4.4. Электронный курс и автоматизированная информационная система "Система дистанционного обучения" на протяжении сессии обучения должны передавать друг другу данные согласно приложению 3 к настоящим Требованиям.
4.4.1. Элемент модели данных "Идентификатор учащегося" (cmi.learner_id) определяет уникальный идентификатор зарегистрированного в СДО учащегося, от имени которого был запущен электронный учебный модуль. Элемент модели данных доступен в электронном курсе только для чтения.
4.4.2. Элемент модели данных "Имя учащегося" (cmi.learner_name) определяет имя зарегистрированного в СДО учащегося, от имени которого был запущен электронный курс. Элемент модели данных доступен в электронном курсе только для чтения.
4.4.3. Элемент модели данных "Статус завершения" (cmi.completion_status) определяет статус завершения работы учащегося с образовательным объектом:
4.4.3.1. completed (завершен) - учащийся достаточно изучил образовательный объект, чтобы считать его завершенным.
4.4.3.2. incomplete (не завершен) - учащийся не достаточно изучил образовательный объект, чтобы считать его завершенным.
4.4.3.3. not attempted (не приступал) - учащийся не работал с образовательным объектом соль либо значимым образом.
4.4.3.4. unknown (неизвестно) - статус завершения неизвестен.
Элемент модели данных доступен в электронном курсе для чтения и записи.
4.4.4. Элемент модели данных "Статус прохождения" (cmi.progress_measure) определяет степень завершения по работе с электронным курсом.
4.4.4.1. Тип данных: вещественное число (с точностью до семи значимых знаков) в пределах от 0.0 до 1.0. Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.5. Элемент модели данных "Статус успешности" (cmi.success_status) определяет, усвоен ли учащимся материал образовательного объекта:
4.4.5.1. passed (усвоен) - учащийся достаточно усвоил материал образовательного объекта, чтобы считать цели, поставленные в изучении объекта, достигнутыми.
4.4.5.2. failed (не усвоен) - учащийся не достаточно усвоил материал образовательного объекта, чтобы считать цели, поставленные в изучении объекта, достигнутыми.
4.4.5.3. unknown (неизвестно) - статус успешности неизвестен.
Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.6. Элемент модели данных "Нормализованная оценка" (cmi.score.scaled) определяет нормализованное значение оценки.
4.4.6.1. Тип данных: вещественное число (с точностью до семи значимых знаков) в пределах от -1.0 до 1.0.
Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.7. Элемент модели данных "Переменная для хранения произвольной информации" (cmi.suspend_data) сохраняет данные, созданные в процессе взаимодействия учащегося с образовательным объектом. Данный элемент необходимо использовать для хранения произвольных данных о взаимодействии учащегося с образовательным объектом, чтобы восстановить состояние при последующем возобновлении сессии изучения модуля.
4.4.7.1. Тип данных: строковый. Максимальная длина строки - 64000 символов.
Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.8. Элемент модели данных "Информация о статусе начала сессии прохождения" (cmi.entry) указывает, является ли сессия прохождения образовательного объекта возобновленной или нет.
4.4.8.1. ab-initio - новая сессия.
4.4.8.2. resume - сессия возобновлена.
4.4.8.3. "" (пустая строка) - статус неизвестен.
Элемент модели данных доступен только для чтения.
4.4.9. Элемент модели данных "Информация о статусе завершения сессии прохождения" (cmi.exit) определяет, усвоен ли учащимся материал образовательного объекта:
4.4.9.1. time-out - превышено время, отведенное на изучение образовательного объекта.
4.4.9.2. suspend - изучение приостановлено. При последующем запуске данного объекта СОУП проинициализирует текущие значения модели данных RTE, а значение cmi.entry будет установлено в "resume".
4.4.9.3. normal - завершение осуществлено в нормальном режиме.
4.4.9.4. "" (пустая строка) - статус неизвестен.
4.4.9.5. Значение logout согласно спецификации SCORM 2004 не используется и в дальнейшем будет удалено в последующих версиях спецификации.
Элемент модели данных доступен только для записи.
4.4.10. В электронном курсе не обязательно должны применяться все перечисленные выше элементы модели данных, однако необходимо использовать максимальное количество элементов, чтобы наиболее полно представить результаты работы учащегося с электронным курсом.
4.5. Захват траектории обучения. На протяжении курса перемещения слушателя по курсу должны фиксироваться переменными внутри курса и передаваться в СДО посредством переменной для хранения произвольной информации (cmi.suspend_data). Если СДО имеет соответствующие возможности, эти данные должны быть доступны руководителю обучения для оценки эффективности прохождения обучения.
4.6. Требования к качеству файлов, составляющих курс, приведены в приложении 4 к настоящим Требованиям.
По согласованию с Заказчиком допустимо применять иные форматы файлов, если этого требуют архитектурно-программные решения.
4.7. Требование к весу/размеру курса.
4.7.1. При просмотре курса может быть использовано не только локальное соединение (Интранет), но и глобальная компьютерная сеть (Интернет).
4.7.2. Вес каждого отдельно взятого слайда курса не должен превышать 300 kb, исключая случаи, когда на слайде отображается видео или проигрывается аудио. В таком случае вес страницы должен быть доведен до минимума путем оптимизации и перекодирования видео- и аудиоматериалов вплоть до приемлемого качества.
4.8. Для обеспечения отслеживания оптимального размера страницы необходимо использовать дополнительный скрипт на странице, который в процессе разработки будет выводить данные о весе страницы.
4.9. Общий вес курса или теста не должен превышать 50 mb.
4.10. Требования к универсальности электронного курса.
4.10.1. Электронный курс должен соответствовать стандартам W3C и поддерживать работу на следующих платформах:
4.10.1.1. Windows XP/7/8.
4.10.1.2. iOS.
4.10.1.3. Linux.
4.10.1.4. Android.
4.10.2. Курс должен корректно отображаться в следующих браузерах:
4.10.2.1. Internet Explorer 9.0 или выше.
4.10.2.2. Mozilla FireFox 3.0 или выше (рекомендуется 4.0 и выше).
4.10.2.3. Google Chrome 1.0 или выше (рекомендуется 7.0 и выше).
4.10.2.4. Apple Safari 4.0 или выше (рекомендуется 5.1 и выше).
4.10.2.5. Opera 11.0 или выше (рекомендуется 12.0 и выше).
4.10.2.6. Использование в браузере JavaScript должно быть разрешено.
4.10.2.7. Браузер должен поддерживать работу с XML.
4.10.3. Кодировка для всех текстовых файлов (включая файлы баз данных, таблицы стилей и программные коды) - UTF-8.
4.10.4. Для обеспечения возможности передачи через сеть Интернет модуль должен быть упакован в архив формата ZIP, соответствующий стандарту IETF RFC 1951. Имя контейнера выбирает разработчик, расширение имени - "zip".
4.10.5. Распакованный в любую папку на жестком диске архив с модулем должен быть полностью работоспособен после открытия в браузере файла index.html или иного файла, являющегося файлом запуска модуля.
4.10.6. Разработчик может создавать по своему усмотрению папки внутри набора файлов, обозначенных в п. 4.1 настоящих Требований.
4.10.7. Недопустимо наличие в пакете электронного учебного модуля файлов, не используемых при его воспроизведении (по всем возможным траекториям), кроме файлов манифеста и метаданных.
4.10.8. Для воспроизведения курса на мобильных устройствах и планшетах необходимо разработать упрощенную версию курса. Упрощенность подразумевает снижение качества изображений и видео, оптимизацию навигации и текста. Эффективность прохождения на мобильном устройстве должна быть идентична прохождению курса в СДО.
4.11. Использование электронного курса на мобильных устройствах.
4.11.1. Курс должен корректно отображаться на мобильных устройствах:
4.11.1.1. Операционная система iOS (iPhone, iPad) 4.0 и выше.
4.11.1.2. Операционная система Android 2.3 и выше.
4.11.1.3. Windows Phone 7.5 и выше.
4.11.2. При использовании электронного курса на мобильном устройстве допускаются ограничения в части проигрывания анимации слайдов. При невозможности проигрывания анимации она должна автоматически заменяться на статичный или текстовый контент соответствующей тематики. Навигационные функции, функции тестирования и самостоятельной работы должны быть представлены в объеме, аналогичном проигрыванию на персональном компьютере.
4.12. Требования к навигации курса.
4.12.1. Навигация в электронном курсе должна быть максимально эргономична и понятна слушателю. Если навигация отличается от стандартного набора и дополнительного набора навигационных элементов, в курс должна быть включена информация о пользовании усовершенствованной навигацией. Стандартная навигация должна присутствовать во всех курсах, дополнительная - если это необходимо в соответствии с требованиями Функционального заказчика обучения.
4.12.2. Стандартный набор навигационных элементов:
4.12.2.1. Содержание. В виде древовидной структуры или списка тем/модулей/разделов/слайдов.
4.12.2.2. Кнопки навигации ("Вперед"/"Назад" для перехода по слайдам и вариации для линейного перемещения по ЭК).
4.12.2.3. Кнопка "Выход" (для закрытия окна курса, может быть выполнена в виде пиктограммы).
4.12.2.4. Кнопка "Помощь" (или кнопка "Управление курсом" для отображения информации как следует работать с курсом).
4.12.2.5. Счетчик слайдов (формата Слайд № из M или Страница № из M).
4.12.2.6. Название курса.
4.12.2.7. Название модуля (части/урока/главы/раздела).
4.12.2.8. Название текущего слайда или подзаголовка к соответствующему модулю/уроку/главе/разделу, к которому он относится.
4.12.3. Набор дополнительных навигационных элементов:
4.12.3.1. Кнопки навигации ("В начало курса"/"В конец курса" для перехода к началу и концу курса).
4.12.3.2. Кнопка "Глоссарий" (для запуска глоссария (словаря) курса с целью показать определения используемых в курсе терминов и понятий).
4.12.3.3. Кнопка "Скачать материалы" (для открытия файла с текстом текущего модуля).
4.12.3.4. Кнопка "Звук" (для включения/отключения звукового сопровождения при наличии такового).
4.12.3.5. Кнопка "Субтитры" (для включения/отключения субтитров при наличии звукового сопровождения).

5. Требования к сохранению данных курса

5.1. Электронный курс в процессе прохождения его пользователем должен сохранять в системе свое промежуточное состояние способом, достаточным для точного восстановления этого состояния при повторном входе в прерванную сессию этого курса (независимо от способа прерывания сессии - закрытие окна курса пользователем, потеря связи и иным способом).
5.2. Сохранение и восстановление состояния курса должно быть обеспечено через стандартные вызовы SCORM API, предоставляемые системой (стандарт SCORM 2004).

6. Требования к сохранению идентификатора данных курса

6.1. Разработчик при модернизации электронного курса должен использовать тот же идентификатор курса, который был использован в первоначальной версии электронного курса.
6.2. Исключением из правила, описанного в п. 6.1, является случай, когда по согласованию с Заказчиком в системе дистанционного обучения необходимо сохранить как первоначальную, так и модернизированную версию курса.





Приложение 1
к Техническим требованиям,
утвержденным распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФАЙЛА МАНИФЕСТА

N
Название
Описание и атрибуты
1.
manifest
Корневой элемент манифеста. В корневом элементе манифеста должно быть прописано пространство имен (xmlns), используемых в xml-документе.
Атрибуты:
identifier: идентификатор курса. Значение - глобально уникальный идентификатор (GUID)
1.1.
metadata
Описание манифеста
1.1.1.
schema
Название схемы манифеста
1.1.2.
schemaversion
Версия схемы манифеста
1.1.3.
adlcp:location
Ссылка на файл с метаданными электронного курса
1.2.
organization
Описание списка описаний организационной структуры. Атрибуты:
default: значение идентификатора организационной структуры по умолчанию
1.2.1.
organization
Описание организационной структуры.
Атрибуты:
identifier: идентификатор организационной структуры. Необходимо использовать глобально уникальные идентификаторы (GUID)
1.2.1.1.
title
Название организационной структуры, может повторять значение general/title метаданных электронного курса
1.2.1.2.
item
Элемент содержания.
Атрибуты:
identifier: идентификатор элемента содержания.
Необходимо использовать глобально уникальные идентификаторы (GUID).
identifierref: ссылка на идентификатор объекта, прописанного элементом resource
1.2.1.2.1.
title
Название элемента содержания. Если в манифесте прописан только один элемент item, может повторять значение general/title метаданных ИОМ
1.3.
resources
Список образовательных объектов и элементов, входящих в электронный курс
1.3.1.
resource
Образовательный объект или простой элемент образовательного модуля.
Атрибуты:
identifier: уникальный идентификатор в рамках манифеста.
Необходимо использовать глобально уникальные
идентификаторы (GUID).
type: тип, значение "webcontent".
adlcp:scormType: тип ресурса в спецификации SCORM.
Принимаемые значения:
"asset" - простой объект (элемент);
"sco" - объект, передающий данные по SCORM RTE.
href: относительный путь к стартовому файлу
1.3.1.1.
file
Перечисление файлов, входящих в образовательный объект или простой элемент образовательного модуля.
Атрибуты:
href: относительный путь к файлу





Приложение 2
к Техническим требованиям,
утвержденным распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ПРИМЕР
СОДЕРЖИМОГО ФАЙЛА МАНИФЕСТА


xmlns="http://www.imsglobal.org/xsd/imscp_v1p1"
xmlns:adlcp="http://www.adlnet.org/xsd/adlcp_vlp3"
xmlns:xsi="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance"
xsi:schemaLocation="http://www.imsglobal.org/xsd/imscp_v1p1 imscp_v1p1.xsd
http://www.adlnet.org/xsd/adlcp__vlp3 adlcp_vlp3.xsd">

ADL SCORM
2004 3rd Edition
metadata.xml



Название ИОМ
identifierref="2F55123A-E450-B134-1C59-88B577125BDD">
Название объекта (название курса)




type="webcontent"
adlcp:scormType="sco"
href="index.html">












Приложение 3
к Техническим требованиям,
утвержденным распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ДАННЫЕ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ОТ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ
К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
"СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"

N
Идентификатор
Смысловое определение
Режим использования
1.
cmi._version
Версия модели данных
Чтение
2.
cmi.completion_status
Статус завершения
Чтение/запись
3.
cmi.completion_threshold
Порог завершения
Чтение
4.
cmi.exit
Статус выхода
Запись
5.
cmi.learner_id
Идентификатор учащегося
Чтение
6.
cmi.learner_name
Имя учащегося
Чтение
7.
cmi.max_time_allowed
Максимально допустимое время
Чтение
8.
cmi.progress_measure
Мера прогресса
Чтение/запись
9.
cmi.session_time
Время сеанса
Запись
10.
cmi.success_status
Статус успешности
Чтение/запись
11.
cmi.time_limit_action
Действия по истечении лимита времени
Чтение
12.
cmi.total_time
Общее время
Чтение
13.
cmi.score.scaled
Оценка
Чтение/запись





Приложение 4
к Техническим требованиям,
утвержденным распоряжением
Департамента информационных
технологий города Москвы
от 27 августа 2015 г. № 64-16-290/15

ТРЕБОВАНИЯ
К КАЧЕСТВУ ФАЙЛОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КУРС

Элемент
Допустимые форматы файлов
Допустимое расширение файла
Текстовая информация
HTML 4.01, HTML 5, XHTML 1.1, xml, txt
html, htm, xhtml, xml, txt
Формулы, математические символы
MathML 2.0
htm, html, xhtml, xml
Разметка документа
HTML
html, htm
Каскадные таблицы стилей
CSS 2.1 - 3
css
Скрипты
Javascript 1.5 и выше
js
Изображения
jpeg, png, gif
jpg, png, gif
Видеофайлы
H.264/MPEG-4 Part 10
mp4, avi
Аудиофайлы
ogg, mp3
ogg, mp3
Интерактивные упражнения, игры, анимация
HTML + JavaScript + CSS
html, js, css


------------------------------------------------------------------