По датам

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Московского городского суда от 16.07.2015 по делу N 3-334/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году">



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. по делу № 3-334/2015

Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-334/2015 по заявлению В.В.Л. об оспаривании пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году",

установил:

В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. № 2 "Основы жилищной политики города Москвы" Правительством Москвы 29 декабря 2014 года было принято постановление № 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году" (далее - постановление Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года); постановление было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30.12.2014, и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 1, 08.01.2015.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года установлено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее - минимальный размер взноса на капитальный ремонт) рассчитывается в рублях на квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории города Москвы.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт в 2015 году в размере 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения индекса потребительских цен.
В.В.Л. обратился в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году".
В обоснование своего заявления В.В.Л. указал на то, что ему на основании договора передачи квартиры в собственность от 2001 года принадлежит квартира в городе Москве; оспариваемое постановление нарушает его права и свободы в жилищной сфере, гарантированные Конституцией Российской Федерации. По утверждению заявителя, в оспариваемой части региональный нормативный правовой акт противоречит статье 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", сохраняющей за бывшим наймодателем обязательства по выполнению за счет собственных средств капитального ремонта в отдельных многоквартирных домах; постановлением Правительство Москвы перекладывает финансовое бремя по осуществлению капитального ремонта приватизированных жилых помещений в отдельных многоквартирных домах с государства на новых собственников; оспариваемыми нормами введен общеобязательный недифференцированный ежемесячный минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах без учета конкретных потребностей отдельных домов в капитальном ремонте и конструктивных особенностей домов. Также заявитель настаивает на том, что установленный оспариваемым постановлением минимальный размер взноса является завышенным по сравнению со смежными субъектами Российской Федерации, экономически не обоснованным, противоречит Методическим рекомендациям по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07 февраля 2014 года № 41/пр; по убеждению В.В.Л., определение минимального размера взноса произведено без учета оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах города Москвы; его доступности для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; достаточности финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также без учета оценочной стоимости капитального ремонта основных типов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, по уровню благоустройства, конструктивным и техническим параметрам многоквартирных домов.
Заявитель В.В.Л. в судебное заседание явился, требования поддержал, пояснил, что не оспаривает компетенцию и полномочия Правительства Москвы на принятие постановления от 29 декабря 2014 года № 833-ПП, согласен с тем, что нормативный правовой акт введен в действие, опубликован в установленном порядке.
Представители Правительства Москвы по доверенностям А.Э.Л., П.М.Э., Департамента капитального ремонта города Москвы по доверенности П.И.Н., Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы по доверенности С.Г.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях и отзывах на заявление, приобщенных к материалам дела; заявляли о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в многоквартирном доме которого поэтапно проводились за счет города работы в рамках реализуемой городской программы капитального ремонта.
Выслушав объяснения заявителя В.В.Л., представителей заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента капитального ремонта города Москвы, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы по доверенностям А.Э.Л., П.М.Э., П.И.Н., С.Г.В., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые заявителем отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. об отклонении заявления, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу вышеуказанных обстоятельств, при наличии которых пункты 1 и 2 постановления Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года могут быть признаны недействующими, не имеется.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что данный акт регулирует жилищные отношения в части определения минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Жилищным законодательством регулируются, в том числе, отношения, связанные с уплатой взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (пункт 8.2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 16.1 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 "Основы жилищной политики города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в жилищной сфере города Москвы относятся определение порядка финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в том числе путем внесения собственниками помещений в многоквартирном доме добровольных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) и (или) порядка установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 11 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) и организует осуществление регионального государственного надзора за их применением.
Принимая во внимание указанные положения пункта 8.2 статьи 13, статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункт 16.1 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 "Основы жилищной политики города Москвы", а также пункт 11 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы", установление минимального размера взноса на капитальный ремонт утверждается Правительством Москвы.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 года № 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий), полный текст указанных правовых актов размещается (публикуется) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с приведенными требованиями регионального законодательства постановление Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30.12.2014, и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 1, 08.01.2015; его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд находит, что постановление Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года введено в действие и опубликовано также в установленном порядке.
Полномочия и компетенция Правительства Москвы на издание оспариваемого нормативного правового акта, порядок его принятия и введения в действие заявителем под сомнение не ставятся, а потому с учетом установленного выше в дополнительной проверке судом эти обстоятельства не нуждаются.
Проверяя соответствие пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07 февраля 2014 года № 41/пр утверждены Методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 1.1 Методических рекомендаций оговорено, что они носят рекомендательный характер; данным актом определены принципы определения минимального размера на капитальный ремонт (раздел 1) и основные показатели, из которых необходимо производить расчет данного платежа.
Согласно Методическим рекомендациям установление минимального размера взноса рекомендуется осуществлять на основе следующих принципов:
- оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренный частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с частью 2 указанной статьи и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов;
- доступности минимального размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- достаточности финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта.
Общую потребность в средствах на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы рекомендуется определять исходя из оценочной стоимости капитального ремонта основных типов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, по уровню благоустройства, конструктивным и техническим параметрам многоквартирных домов и перечня услуг и работ по капитальному ремонту для каждого типа многоквартирного дома, установленного субъектом Российской Федерации с учетом положений статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Минимальный размер взноса рекомендуется определять на основании рассчитываемого согласно Методическим рекомендациям размера взноса на капитальный ремонт, который обеспечит, при условии его ежемесячного внесения в течение всего срока реализации региональной программы капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в размере, обеспечивающем финансирование установленного субъектом Российской Федерации перечня минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирного дома без привлечения финансовой бюджетной поддержки (необходимый размер взноса на капитальный ремонт) с учетом оценки доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии со статьями 167 и 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 "Основы жилищной политики города Москвы" постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 832-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы. Срок реализации программы составляет 30 лет, что согласуется с пунктом 3.6 Методических рекомендаций.
Из представленных объяснений представителей заинтересованных лиц и документов, обосновывающих установление Москвой минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 15 рублей, следует, что при определении данной суммы учитывались Методические рекомендации. Расчет минимального взноса на капитальный ремонт производился по формулам, предусмотренным разделом 3 указанных Методических рекомендаций, с применением указанного срока реализации программы капитального ремонта. Оснований не доверять представленным данным не имеется.
Заявителем не указано, каким конкретно положениям Методических рекомендаций не соответствует оспариваемый в части нормативный правовой акт.
Таким образом, суд находит несостоятельными доводы заявителя о несоответствии оспариваемых нормативных положений постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП Методическим рекомендациям по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07 февраля 2014 года № 41/пр, такие обстоятельства своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Статья 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит норм, обязывающих субъекты Российской Федерации, при установлении минимального взноса на капитальный ремонт дифференцировать его в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также от перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Такая дифференциация размера минимального взноса в субъекте Российской Федерации федеральным законодателем не исключается, вместе с тем, непосредственное решение об этом принимает каждый субъект самостоятельно.
В связи с изложенным не может быть принято во внимание также и утверждение В.В.Л. о незаконности оспариваемого в части нормативного акта в ввиду установления в нем недифференцированного минимального размера взноса на капитальный ремонт; в названной части оспариваемое постановление требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит.
Суд также находит несостоятельными доводы В.В.Л. о противоречии оспариваемого в части постановления Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года нормативным положениям статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" и нарушении в связи с этим прав и свобод заявителя.
В соответствии с указанной правовой нормой Федерального закона приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как указывает заявитель, оспариваемое в части постановление незаконно, поскольку возлагает на собственников приватизированных квартир обязанность нести расходы на капитальный ремонт и оплачивать соответствующие взносы и в том случае, если на момент приватизации первого жилого помещения в доме этому дому требовался капитальный ремонт.
Вместе с тем, имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения по формированию фонда капитального ремонта и по уплате взносов на капитальный ремонт.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170, частью 4 статьи 181), из содержания которых следует, что федеральный законодатель не предусмотрел каких-либо иных правовых оснований для освобождения собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт, в том числе и расположенных в домах, которым требовался капитальный ремонт на дату приватизации в них первого жилого помещения, помимо тех, которые оговорены в названных статьях.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вышеприведенными положениями части 2 статьи 154, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, как уже указывалось выше, взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме; установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.
По своей сути оспариваемые нормы постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, что прямо предусмотрено статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.
Приведенные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации являются специальными нормами, регулирующими правоотношения по формированию фонда капитального ремонта и по уплате взносов на капитальный ремонт; данным нормам оспариваемые заявителем положения постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП полностью соответствуют.
Таким образом противоречия между отдельными положениями регионального нормативного правового акта статье 16 Закона Российской Федерации от 7 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" суд не усматривает.
Кроме того, поскольку обязанность заявителя, как собственника помещения в многоквартирном доме, уплачивать взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме прямо предусмотрена федеральным законодательством доводы В.В.Л. о нарушении его прав и свобод оспариваемым в части постановлением Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года также не могут быть признаны обоснованными.
Указание заявителя на разницу в размерах минимального взноса на капитальный ремонт, установленных в сопредельных регионах (в частности, в Москве и Московской области), не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части постановления, поскольку минимальный размер взноса на капитальный ремонт иного субъекта Российской Федерации не является предметом данного судебного разбирательства. Размер взноса, установленный пунктом 2 оспариваемого постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП, документально подтвержден заинтересованными лицами и не опровергнут в судебном заседании.
Ссылка заявителя на Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2015-2017 год, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 610, согласно которым для Москвы в 2015 году федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц определен в размере 7,8 руб., не может быть принята во внимание, поскольку в силу пункта 3 данного постановления федеральные стандарты применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Данное постановление Правительства Российской Федерации, а также вышеприведенные нормы жилищного законодательства не содержат норм, обязывающие органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт в соответствии с названными стандартами.
Кроме того, данные федеральные стандарты не отменяют полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению минимального размера взноса на капитальный ремонт, который в силу пункта 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанное требование федерального законодательства Правительством Москвы выполнено.
Таким образом, нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП в оспариваемой части, не имеется.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции, а также в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителя, акт был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его в оспариваемой части недействующим.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, суд отказывает В.В.Л. в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления В.В.Л. об оспаривании пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы № 833-ПП от 29 декабря 2014 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через суд, принявший настоящее решение.

Судья Московского
городского суда
Р.Б. Михайлова


------------------------------------------------------------------